МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»
Сведения об образовательной организацииИтоговое сочинение (изложение)ЕГЭОГЭВПРРИКОУчебный процессГОРДОСТЬ ШКОЛЫПедагогический коллектив
Электронные сервисыШкольная газетаСтраница педагога-психологаШкольный мирСтраница социального педагогаДорожная безопасностьРодителямИнформационная безопасность
Жестокое обращение с ребенком

ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: 
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

·         отсутствие соответствующего возра­сту и потребностям ребенка пита­ния, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

·         отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

·         отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заме­няющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей? 
- алкоголики, наркоманы; 
- с психическими расстройствами; 
- юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; 
- с низким социально-экономическим уровнем жизни; 
- с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью; 
- перенесшие жестокое обращение в детстве; 
- социально изолированные.

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?
Внешние проявления:

·         утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

·         у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

·         одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

·         нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

·         отставание в весе и росте от сверстников;

·         педикулез, чесотка;

·         частые «несчастные случаи»;

·         гнойные и хронические инфекционные заболевания;

·         запущенный кариес;

·         отсутствие надлежащих прививок;

·         задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

·         постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

·         неумение играть;

·         поиск внимания/участия;

·         частые пропуски школьных занятий;

·         крайности поведения;

·         инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

·         агрессивен или замкнут, апатичен;

·         гиперактивен или подавлен;

·         неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

·         склонность к поджогам, жестокость к животным;

·         мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1.     Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

2.     Обратитесь в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка.

3.     Обратитесь в милицию или прокуратуру.

4.     Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: 
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

·         убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

·         родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

·         родители (или один из них) имеют психические заболевания;

·         нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

·         родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

·         родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

·         дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:

·         синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

·         ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

·         повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

·         выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

·         участки облысения, кровоподтеки на голове;

·         повреждения внутренних органов;

·         «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:
Возраст до 3 лет

·         боязнь родителей или взрослых;

·         редкие проявления радости, плаксивость;

·         реакция испуга на плач других детей;

·         плохо развитые навыки общения;

·         крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

·         заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

·         пассивная реакция на боль;

·         негативизм, агрессивность;

·         жестокость по отношению к животным;

·         лживость, воровство;

·         отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

·         стремление скрыть причину повреждений и травм;

·         боязнь идти домой после школы;

·         одиночество, отсутствие друзей;

·         плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

·         агрессивность.

Подростковый возраст

·         побеги из дома;

·         употребление алкоголя, наркотиков;

·         попытки самоубийства;

·         криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает: 
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); 
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; 
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); 
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

·         противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

·         обвинение в травмах самого ребенка;

·         позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

·         отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

·         неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

·         больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1.     Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

2.     Поговорите с родителями.

3.     Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

4.     Обратитесь в органы опеки и попечительства.

5.     Обратитесь в милицию или прокуратуру.

6.     Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: 
Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

·         угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

·         лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

·         однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

·         преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

·         вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

·         задержка психического развития;

·         трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

·         низкая самооценка;

·         эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

·         избыточная потребность во внимании;

·         депрессия, попытки суицида;

·         неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

·         ложь, воровство, девиации в поведении;

·         нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец. 
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки. 
У детей в предпубертатном  периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость. 
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

·         дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

·         дети раннего возраста;

·         дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

·         дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

·         дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

·         родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

·         в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

·         не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

·         публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

·         сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

·         обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1.     Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

2.     Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

3.     Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

4.     Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

5.    
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

6.     В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

7.     1. Административная ответственность. 
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8.     2. Уголовная ответственность. 
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

9.     Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

10.   3. Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

11.   Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

12.   Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: 
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

·         отсутствие соответствующего возра­сту и потребностям ребенка пита­ния, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

·         отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

·         отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заме­няющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей? 
- алкоголики, наркоманы; 
- с психическими расстройствами; 
- юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; 
- с низким социально-экономическим уровнем жизни; 
- с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью; 
- перенесшие жестокое обращение в детстве; 
- социально изолированные.

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?
Внешние проявления:

·         утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

·         у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

·         одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

·         нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

·         отставание в весе и росте от сверстников;

·         педикулез, чесотка;

·         частые «несчастные случаи»;

·         гнойные и хронические инфекционные заболевания;

·         запущенный кариес;

·         отсутствие надлежащих прививок;

·         задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

·         постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

·         неумение играть;

·         поиск внимания/участия;

·         частые пропуски школьных занятий;

·         крайности поведения;

·         инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

·         агрессивен или замкнут, апатичен;

·         гиперактивен или подавлен;

·         неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

·         склонность к поджогам, жестокость к животным;

·         мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1.     Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

2.     Обратитесь в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка.

3.     Обратитесь в милицию или прокуратуру.

4.     Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: 
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

·         убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

·         родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

·         родители (или один из них) имеют психические заболевания;

·         нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

·         родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

·         родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

·         дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:

·         синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

·         ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

·         повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

·         выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

·         участки облысения, кровоподтеки на голове;

·         повреждения внутренних органов;

·         «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:
Возраст до 3 лет

·         боязнь родителей или взрослых;

·         редкие проявления радости, плаксивость;

·         реакция испуга на плач других детей;

·         плохо развитые навыки общения;

·         крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

·         заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

·         пассивная реакция на боль;

·         негативизм, агрессивность;

·         жестокость по отношению к животным;

·         лживость, воровство;

·         отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

·         стремление скрыть причину повреждений и травм;

·         боязнь идти домой после школы;

·         одиночество, отсутствие друзей;

·         плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

·         агрессивность.

Подростковый возраст

·         побеги из дома;

·         употребление алкоголя, наркотиков;

·         попытки самоубийства;

·         криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает: 
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); 
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; 
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); 
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

·         противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

·         обвинение в травмах самого ребенка;

·         позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

·         отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

·         неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

·         больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1.     Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

2.     Поговорите с родителями.

3.     Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

4.     Обратитесь в органы опеки и попечительства.

5.     Обратитесь в милицию или прокуратуру.

6.     Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.


ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: 
Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

·         угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

·         лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

·         однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

·         преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

·         вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

·         задержка психического развития;

·         трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

·         низкая самооценка;

·         эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

·         избыточная потребность во внимании;

·         депрессия, попытки суицида;

·         неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

·         ложь, воровство, девиации в поведении;

·         нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец. 
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки. 
У детей в предпубертатном  периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость. 
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

·         дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

·         дети раннего возраста;

·         дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

·         дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

·         дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

·         родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

·         в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

·         не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

·         публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

·         сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

·         обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

1.     Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

2.     Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

3.     Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

4.     Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

5.    
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

6.     В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

7.     1. Административная ответственность. 
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8.     2. Уголовная ответственность. 
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

9.     Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

10.   3. Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

11.   Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

12.   Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.