МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44»
Сведения об образовательной организацииИтоговое сочинение (изложение)ЕГЭОГЭВПРРИКОУчебный процессГОРДОСТЬ ШКОЛЫПедагогический коллектив
Электронные сервисыШкольная газетаСтраница педагога-психологаШкольный мирСтраница социального педагогаДорожная безопасностьРодителямИнформационная безопасность
Среднее общее образование

Среднее (полное) общее образование обеспечивает развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействует их общественному и гражданскому самоопределению. Учебный план в 10-11 классах разработан на основе анализа образовательных потребностей учащихся, материально-технического обеспечения, кадрового потенциала, учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

 Основное внимание курса русского языка в  10-11 классах направлено на формирование коммуникативного компонента культуры речи через овладение учащимися нормами русского языка и изобразительно-выразительными средствами языка  разных уровней.

     Специфика учебного предмета «Литература» заключается в осмыслении языка и литературы как средства культурной самореализации личности, в преподавании литературы как учебного предмета, обладающим огромным нравственным потенциалом, направленным не только на духовное освоение изучаемых произведений, но и развитие читательской самостоятельности обучающихся.           

     Предметы русский язык и литература изучаются на базовом уровне. Из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения, по 1 часу  выделяется на увеличение количества часов, отведенных на преподавание русского языка и  литературы, с целью качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена по этим предметам в форме ЕГЭ.

На базовом уровне изучается предмет «Математика». Из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения, один час выделяется на увеличение количества часов, отведенных на преподавание каждого из этих предметов с целью реализации в полном объеме программ по алгебре (4 часа в неделю) и геометрии (2 часа в неделю), позволяющих подготовить учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ЕГЭ.

     Для реализации задачи «Обеспечение освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне»  на обязательный учебный предмет «Иностранный язык» отведено 3 часа на базовом уровне.

 Предметы: обществознание, история, биология, физика, химия, география, ОБЖ, информатика и ИКТ также изучаются на базовом уровне. Содержание национально-регионального компонента предметов интегрировано в их содержании в объеме не менее 10% от общего количества часов.       Национально-региональный компонент полностью выдерживает требования областного БУП. В 10, 11 классе часы регионального компонента предмета «Технология» направлены на изучение этого предмета.

     Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным предметом и изучается на базовом уровне в 10, 11 классе.           

Учебная нагрузка каждого учащегося 10,11 класса составляет 37 часов.

       В 10-х и 11 классах обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного процесса, выстраивания обучающимися  индивидуальных потребностей за счет часов школьного компонента.

Таблица потребностей в изучении предметов.

 

Учебный предмет

Потребность в изучении предмета

Русский язык, литература

51%

Алгебра

81%

Обществознание

75%

Физика

56%

Химия

37%

Биология

29%

  

На основе анализа образовательных потребностей учащихся и их родителей, учитывая нормативно-учебное время вариативной части учебного плана школы школьный компонент распределен следующим образом:

Обязательным к изучению: русский язык, литература, алгебра, геометрия, химия по 1 часу в неделю.

По выбору: факультативно и индивидуально изучаются следующие предметы:  русский язык, математика, обществознание, химия, физика, биология.

При наборе 10-х классов был проведен опрос с целью выявления потребностей обучающихся. 21 человек из 10 –х классов указали  на необходимость изучения расширенного курса химии, физики, обществознания, математики, русского языка.

Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

          В соответствии с Уставом МКОУ СОШ № 44 учебный план рассчитан на 35 учебных недель в 10 классе и 34 учебные недели в 11 классе. Продолжительность урока в 10-11 классах  40 минут. Продолжительность учебной недели – 6 дней.

    В соответствии с выбором учащихся в 10 - 11 классах был выстроен учебный план   универсального (непрофильного) обучения.                                                                                                                       

 Учебный план МКОУ СОШ № 44 на ступени среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей:

·  создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

·  обеспечение базового  изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

·  установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

·  расширение возможностей социализации обучающихся;

·  эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;

·  удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.  Учебный план школы предполагает функционально полный их набор.

              Количество часов, отведённое на освоение обучающимися учебного плана школы, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

Третья ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Инвариантная часть базисного учебного плана призвана обеспечить достижение государственного стандарта среднего общего образования и представлена следующими учебными предметами:

Учебный предмет «Русский язык» изучается по 1 часа в неделю в 10 – 11 классах. Целью изучение учебного предмета «Русский язык» в средней школе является формирование обобщенных способов деятельности, в основе которых  задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Учебный предмет  «Литература» изучается в 10 – 11 классах по 3 часа в неделю. Сформулированные в стандарте цели литературного образования в средней школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается в 10 – 11 классах по три часа в неделю.

Основными целями изучения иностранного языка являются:

·  развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

·  развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.

Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет «Математика» изучается в 10 – 11 классах по четыре часа в неделю.

Цели обучения математике:

·  формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

·  развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;

·  воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

     Учебный предмет «Математика» представлен в учебном плане старшей школы предметами «Алгебра» (2 часа), «Геометрия» (2 часа).

    Учебный предмет «История» изучается в 10 – 11 классах по два часа в неделю: предмет «История России» - 1 час в неделю и «Всеобщая история» - 1 час  в неделю.

    Учебный предмет «Обществознание» изучается в 10 и 11 классах по 2 часа в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Экономика» и «Право».

Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.  

Учебный предмет «Естествознание» изучается в 10 и 11 классах по 3 часа в неделю:

     Учебный предмет «География» изучается в 10 - 11 классах по 1 часу в неделю.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

     Учебный предмет «Биология» изучается в 10-11  классах по 1 часу в неделю.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение биологических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

     Учебный предмет «Химия» изучается в 10-11  классах по 1 часу в неделю.

    Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 10 – 11 классах по три часа в неделю.

При разработке содержания образования с учетом третьего часа физической культуры на ступени среднего общего образования  учтены основные направления развития физической культуры в рамках следующих направлений:

Оздоровительное:

воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.

Спортивное:

углубленное освоение обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность.

Общеразвивающее:

овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре (в том числе и национальных видов), а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении или субъекте Российской Федерации, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

    Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 10 – 11 классах по одному часу в неделю.

Введение ОБЖ на базовом уровне обусловлено необходимостью обучения обучающихся умениям действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.

Цели изучения курса ОБЖ:

·  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

·  воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

·  развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

·  овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В рамках преподавания предмета  предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.

         Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию вариативной части базисного учебного плана предусмотрено преподавание предметов:

     Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (далее – Инфоматика и ИКТ) при составлении учебных планов не предполагает деление на два предмета.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» представлена в 10 – 11  классах по 1 часу в неделю.

    Учебный предмет «Физика» изучается в 10 – 11 классах по 2 часа в неделю.

    Учебный предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10 – 11 классах по одному часу в неделю.

    Учебный предмет «Технология» изучается в 10 – 11 классах по одному часу в неделю,

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках  двух направлений:

· «Технология. Технический труд»,

· «Технология. Обслуживающий труд»,

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины и  металла.

Работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится на бытовых швейных машинах. Школьные мастерские и кабинеты технологии  имеют рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования.

Учебный предмет построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения.

    Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения  представлена также компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

·  развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

·  выполнение социального образовательного заказа;

·  удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

·  реализация предпрофильной подготовки.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.